Хотя законодательство и не требует наличия в компании кодекса корпоративной этики, такой документ помогает улучшить корпоративную культуру.
Этический кодекс определяет принципы, в соответствии с которыми в компании должны приниматься решения, причем неважно, кто такие решения принимает: топ-менеджер или рядовой сотрудник.
Кодекс корпоративной этики – это не тот документ, в котором приветствуются сложные словесные конструкции и многоуровневые формулировки. Язык должен быть четким и лаконичным. В кодекс можно включать примеры поведения, которое компания приветствует, или наоборот – считает неприемлемым с этической точки зрения. Не столь важно, как называется этот документ. Главное, чтобы его действительно читали и использовали. Поэтому его можно издать в дружественном к пользователю виде: в форме иллюстрированного журнала с картинками, инфографикой, стилизованными фото или даже в виде комикса.
В крупных международных компаниях, в отличие от малых, локальных, всегда существует единый этический кодекс, которого должны придерживаться все сотрудники вне зависимости от того, в какой части света они находятся. Хотя небольшие компании и могут вести бизнес без каких-либо формализованных стандартов этического поведения, наличие такого стандарта – это всегда плюс. Причин этому несколько:
Этический кодекс определяет культуру компании. Он устанавливает стандарты и ожидания в отношении поведения сотрудников, а также служит маркетинговым инструментом для потенциальных клиентов и партнеров, которые предпочитают вести дела с теми, кто разделяет их подходы и видение.
Зачем это нужно? В конце концов, разве мы все не знаем, что хорошо, а что плохо?
Нам хотелось бы так думать, но иногда границы не совсем очевидны. Разумеется, понятно, что недопустимо воровать деньги из кассы или платить «откаты».
Но задумайтесь — этично ли для компании сотрудничать с контрагентом, который использует серые схемы расчетов? В нашей культуре такое однозначно недопустимо. Однако в других культурах такая оплата может являться частью ведения бизнеса. Вот тут-то и сыграет важную роль этический кодекс и установленные им требования.
Не может быть двусмысленности в отношении политики, которая гласит: «Мы не используем скрытые платежи при исполнении контракта. Сроки и суммы всех платежей полностью определены и прозрачны. Мы не вступаем в какие-либо соглашения, не используем запрещенные законом расчеты наличными ни при каких обстоятельствах. Если подрядчик, партнер или заказчик запросят такую договоренность, мы отклоним ее, даже если это в конечном итоге приведет к убыткам».
В кодексе корпоративной этики должно быть указано, как сообщать о нарушениях, а также о последствиях отказа от сообщения о нарушении или предоставления ложной информации в попытке скрыть нарушение.
В дополнение к положительному подкреплению желаемого поведения, этический кодекс также описывает поведение, которое недопустимо и должно быть наказано, например, неуважительное или предвзятое отношение к людям по признаку расы, пола, социального класса или религии, использование ресурсов компании в личных целях и т.д.
Кодекс корпоративной этики может улучшить коммуникацию между сотрудниками, облегчить управление бизнесом, а также сформировать положительную репутацию компании на рынке.