Несколько лет назад, когда понятие «Комплаенс» только начало входить в обиход, мало кто, за исключением очень узких специалистов, понимал, что это означает.
По-английски слово «compliance» означает буквально «соответствие». А термин Комплаенс объяснялся как «деятельность в соответствии с законодательством».
Это объяснение звучало странно. Трудно представить, чтобы какая-то компания осуществляла деятельность не в соответствии с законодательством или хотя бы не делала вид, что она его соблюдает.
Оказалось, что это не совсем так. У понятия Комплаенс есть своя история.
В 2001 году мир потрясла история американского энергетического гиганта Enron. Менеджеры компании действовали не в интересах компании, а в своих личных интересах. Это привело к катастрофе.
Работники в большинстве своем склонны руководствовать больше своими интересами, чем интересами работодателя. Те компании, которые этого не понимают, рано или поздно вынуждены столкнуться с реальностью.
Когда в компании происходит коррупционный скандал (а действия в личных интересах вопреки общественным и есть коррупция), для компании очень важно доказать, что она делала всё, что могла для того, чтобы такого не случилось.
Вот этот комплекс мер, обеспечивающих то, чтобы сотрудники всегда руководствовались интересами компании, и называется Комплаенс.
В российской правовой системе, как это часто бывает, понятие Комплаенс практически не определено. Компании, которые хотят внедрить у себя этот самый Комплаенс, сталкиваются с большими сложностями, пытаясь понять, что именно от них требуется.
Достаточно ли написать и утвердить антикоррупционную политику? Или надо что-то еще? А что? И зачем?
Зачем – мы разобрались: чтобы в случае, когда что-то произойдет, минимизировать риски привлечения к ответственности самой компании. Кроме того, при наличии действительно удобной и правильной системы плохое событие может вообще не произойти.
Пункт 2 статьи 13.3. Федерального закона «О противодействии коррупции» устанавливает, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Как можно увидеть, среди прочего, от компании требуется разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы.
А вот что именно входит в перечень этих обязательных стандартов и процедур, наше законодательство пока четко не определяет. Поэтому для ответа на этот вопрос можно обратиться с законодательству Великобритании, а именно UK Bribery Act и опубликованному в 2011 году руководству Министерства юстиции Великобритании, которое четко определяет шесть мер, которые могут служить основанием для освобождения компании от ответственности.
Кстати, к компаниям, ведущим свою деятельность в других юрисдикциях, или учрежденным иностранной компанией, или ведущим бизнес с иностранными контрагентами, могут применяться нормы законодательства иностранных государств.
Так, закон США о борьбе со взятками, как и упомянутый выше британский UK Bribery Act применяются не только к компаниям, зарегистрированным на территории соответственно США и Соединенного королевства, но и к иностранным компаниям.
Итак, каких же требований к стандартам и процедурам нужно придерживаться для того, чтобы спасти компанию от обвинений, связанных с коррупцией её работников?
- Процедуры должны быть соразмерными
Никакие правила и процедуры не могут полностью исключить риск коррупции. Поэтому надо сфокусироваться на том, в каких именно сферах деятельности компании наиболее высок риск коррупции. Связано ли это с деловыми партнерами компании, или с характером сделок, или, может быть, компания осуществляет свою деятельность в юрисдикции с плохим коррупционным климатом? Для ответа на этот вопрос нужно провести комплексную оценку рисков, и исходя из выявленных рисков принимать меры, которые помогут эти риски снизить. Например, в той области, где риск высок, меры должны быть более жесткими, чем в области, где риск отсутствует или минимален.
- Высшее руководство должно демонстрировать свою вовлеченность
Руководство компании должно личными примером показывать, что коррупция неприемлема ни в каком виде (принцип нулевой толерантности). Все сотрудники компании, от топ-менеджмента до обслуживающего персонала в отдаленных подразделениях должны четко понимать: руководство компании коррупцию ох как не одобряет! Для этих целей можно использовать наглядную агитацию от лица руководства, проводить встречи и тренинги, где руководитель лично сообщал бы о своей позиции в отношении взяточничества.
- Должна проводиться регулярная оценка рисков в компании
Компания – это живой организм в живой среде. Поэтому недостаточно один раз определить риски и принять меры. Оценка рисков должна проводиться на регулярной основе. При такой оценке должен учитываться опыт как самой компании, так и компаний, осуществляющих деятельность на том же рынке, на той же территории. Оценка должна проводиться не только по компании в целом, но и по каждому подразделению. Если оценка покажет, что риски изменились, то необходимо сразу же принять меры для того, чтобы их снизить.
- Должна проводиться проверка контрагентов
Компания не может себе позволить вступать в отношения с недобросовестными контрагентами. Но тем не менее, не всегда существует возможность в начале сотрудничества определить, является ли ее контрагент добросовестным, и не повредит ли репутации компании сотрудничество с ним. Поэтому компании необходимо принимать меры по проверке контрагентов. Естественно, процедура проверки должна быть прописана в соответствующих локальных актах, а результаты проверки должны быть документированы в отношении каждого контрагента.
- Должен быть налажен информационный канал между сотрудниками и руководством
В ситуации, когда сотрудники не имеют возможность выразить свою обеспокоенность или поделиться предложениями, например, не знают, к кому обратиться, или не пользуются такой возможностью из-за страха наказания, вся работа по внедрению в компании мер по противодействию коррупции может оказаться напрасной – руководство просто не получит сигнала бедствия. Поэтому в компании должна быть организована горячая линия по приему обращений, а сотрудники должны об этом знать. Это также можно сделать путем наглядной агитации, или проводить регулярные тренинги для сотрудников, на которых, помимо прочего, рассказывать о возможностях информирования и о том, что такое информирование приветствуется компанией.
- Необходимо постоянно оценивать и проверять соблюдение процедур по предотвращению коррупции
Так же, как и оценка рисков, проверка актуальности процедур должна проводиться регулярно. Особенно это важно в случаях, когда компания меняет свою сферу деятельности или расширяет географию своего присутствия. Необходимо проверять и работу структурных подразделений и сотрудников. Например, прослеживать путь сообщения сотрудника о факте коррупции от его направления до принятия мер. Если на каком-то этапе сообщение теряется, или меры не принимаются, то нужно пересмотреть процедуры и определить, что мешает системе работать как надо.
Безусловно, все вышеперечисленные меры – это только дополнение к тому, что должно быть в компании помимо самих процедур и политик.
Как минимум, в компании необходимо разработать комплекс локальных актов, и не только разработать, но и соблюдать. Для этого вряд ли подойдут типовые политики, ведь просто утвердить их недостаточно, нужно еще и соблюдать, а также расследовать нарушения, проводить все необходимые мероприятия и тщательно документировать их проведение, опять же — в соответствии с утвержденными процедурами.
Поэтому работа по внедрению и обеспечению системы комплаенс, только в одной антикоррупционной сфере – это работа с полным погружением в жизнь компании, здесь не может быть каких-то типовых решений.
Это сложная, но интересная и в чем-то творческая работа, результаты которой видны не сразу. Но это необходимая работа, потому что однажды она может спасти жизнь компании.
Понимая всю ответственность и серьезность работы, специалисты компании Бельфор всегда стремятся найти решение, которое удовлетворило бы клиента. Мы не используем формальный подход, и даже при ограниченных ресурсах у клиента используем все возможности для того, чтобы создать действительно функциональную и удобную систему Комплаенс.
Подробнее о наших услугах в сфере Комплаенс можно прочитать на нашем сайте. Там же вы можете скачать брошюру и увидеть отзывы наших клиентов.
Хромова Татьяна Леонидовна
Руководитель юридической практики ООО «Бельфор»