1 марта 2020 г. в Закон о защите конкуренции были внесены изменения: впервые в законодательстве РФ появилось определение комплаенса, точнее антимонопольного комплаенс. А еще точнее – понятие «системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» и перечень ее основных элементов.
Согласно закону, под антимонопольным комплаенс понимается совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения (п .24 ст.4 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Проще говоря, антимонопольный комплаенс — это все те меры, которые компания предпринимает, чтобы соответствовать требованиям антимонопольного законодательства, не нарушать его и предупреждать его нарушения.
Закон устанавливает, что введение системы антимонопольного комплаенс в компании – дело добровольное.
Однако, такая система необходима вашей компании, если она:
- занимает или может занять доминирующее положение на товарном рынке;
- участвует в торгах;
- участвует в ассоциациях, союзах иных объединениях хозяйствующих субъектов;
- принимает участие в госзакупках;
- поставляет или продает товары через торговую сеть;
- рекламирует производимые товары, услуги;
- взаимодействует с иностранными контрагентами и т.д.
Предполагается, что компания, осуществляющая указанную деятельность, больше других подвержена рискам:
- злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке;
- заключения антиконкурентных соглашений (как горизонтальных, так и вертикальных), в том числе и на торгах;
- совершения актов недобросовестной конкуренции.
Для внедрения системы антимонопольного комплаенс организация принимает локальный акт или комплекс актов, которые содержат:
- требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;
- меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом таких рисков;
- меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием системы антимонопольного комплаенс;
- порядок ознакомления работников с внутренним актом (внутренними актами);
- информацию о должностном лице, ответственном за функционирование системы антимонопольного комплаенс.
Перечень элементов, содержащихся в таком акте — открытый.
Организация вправе направить в ФАС РФ разработанный локальный акт (акты), или его проект для того, чтобы компетентный орган проверил, соответствует ли акт требованиям антимонопольного законодательства. ФАС РФ, в свою очередь, рассматривает полученные документы и дает заключение об их соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства.
Какие преимущества получает компания при внедрении системы антимонопольного комплаенс?
Комплексный подход к управлению рисками создает возможность:
- прогнозировать риски;
- своевременно принимать управленческие решения;
- оценивать вероятность наступления негативных последствий;
- снижать негативное воздействие рисков на деятельность компании.
Кроме того, как известно, если должностное лицо (например, генеральный директор, учредители, члены совета директоров, лица, которые ответственны за организацию и осуществление закупок и др.) допустит нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности будет привлечено и само должностное лицо, и компания, в которой оно работает.
Должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, в частности, за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, нарушение законодательства об организованных торгах, проявления недобросовестной конкуренции и т.д.
Здесь важно отметить, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1. КоАП РФ).
Не стоит забывать и об уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренной статьей 178 УК РФ. Так, субъектом, привлекаемым к ответственности, будет индивидуальный предприниматель, руководитель юридического лица либо лицо, уполномоченное на совершение действий от имени юридического лица.
Из этого положения логично вытекает то, что если компания предприняла все зависящие от нее меры для соблюдения норм и правил антимонопольного законодательства (например, в компании действовала антимонопольная политика, которая обновлялась, когда того требовал закон; сотрудники были ознакомлены с ней, регулярно информировались об изменениях антимонопольного законодательства; в компании проводились тренинги для сотрудников, их знания регулярно проверялись), то компания может быть освобождена от административной ответственности.
Еще один плюс внедрения антимонопольного комплаенс заключается в том, что, если в компании эта система внедрена, плановые проверки антимонопольных органов в ее отношении проводятся значительно реже или не проводятся совсем. Для этого необходимо соблюдение двух условий: 1) компания в течение 3 лет не привлекалась к административной ответственности 2) антимонопольный комплаенс функционирует в компании в течение не менее 1 года. (Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 N 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации»).
Как сделать так, чтобы система комплаенс функционировала? С чего стоит начать? Как составить антимонопольную политику?
Понятно, что просто разработать локальный акт – недостаточно для того, чтобы выстроить действительно функционирующую, качественно работающую систему антимонопольного комплаенс в компании.
Главное, что необходимо учитывать – сами процессы и системы не управляют рисками, это делают люди. Поэтому работать необходимо прежде всего с сотрудниками, которые должны четко понимать, что за нарушение требований локальных актов они будут привлечены к ответственности, а за их соблюдение могут быть поощрены.
Все нарушения антимонопольного законодательства делятся на две группы:
- нарушения, посягающие на добросовестную конкуренцию (среди них и акты недобросовестной конкуренции, и злоупотребление доминирующим положением, и картельные сговоры);
- нарушения, создающие препятствия для эффективной защиты конкуренции антимонопольными органами.
В связи с этим, необходимо научить сотрудников максимально корректно взаимодействовать с государственными органами в случае, если к вам в компанию придет проверка. Это очень важно для того, чтобы действия ваших сотрудников не могли трактоваться как воспрепятствование ее проведению. В противном случае проведение проверки не прекратится, а штрафы будут наложены как на конкретных сотрудников, так и на само юридическое лицо.
При разработке комплекса локальных актов следует внимательно отнестись к управлению рисками, а именно:
- идентифицировать риски;
- оценить степень рисков (вероятность их наступления и степень негативных последствий для компании)
- определить меры по предотвращению рисков, устранению последствий их наступления;
- определить систему контроля и мониторинга, которая будет способствовать постоянному совершенствованию выстроенной системы.
Подытоживая вышесказанное, очевидно, что подход к выстраиванию действительно работающей системы антимонопольного комплаенс просто не может быть формальным.
Подробнее прочитать про то, что такое комплаенс зачем он нужен, можно в одной из наших предыдущих статей!
Специалисты компании Бельфор всегда рады помочь вам во внедрении системы антимонопольного и иного комплаенса. Помните, что такая система может однажды не только избавить вашу организацию от крупного штрафа, но и спасти вашей компании жизнь.
Калашникова Александра Игоревна
компания «Бельфор»
(Удостоверение ФГАУ Учебного методического центра ФАС о повышении квалификации по программе «Антимонопольный комплаенс и антимонопольный контроль на фармацевтическом рынке»)