За последние несколько месяцев вряд ли найдется хотя бы одна организация, которая бы не получила требование налоговой инспекции о представлении документов по поставщикам или информационное письмо о вызове на налоговую комиссию. Что происходит? А просто с 1 июня 2020 года в силу вступил внутренний регламент налоговых проверок деклараций по НДС, который в корне изменил ситуацию.
Сейчас уже не является секретом тот факт, что всю цепочку продаж товаров (работ, услуг), связанных с уплатой НДС, видит новая автоматизированная система «Контроль НДС». Кроме собственно обработки и проверки поданных налогоплательщиками налоговых деклараций, она дополнительно проверяет и сверяет данные со счетами-фактурами. Как результат, если программа найдет «разрыв» цепочки, то на этом этапе начинается предпроверочный анализ налогоплательщика, в ходе которого налоговая инспекция запрашивает дополнительные документы, сведения о движении денежных средств по счетам, ищет и анализирует данные, которые могут свидетельствовать о взаимозависимости компаний.
Самое главное, что теперь налоговики ищут выгодоприобретателя, для чего каждую компанию они оценивают по балльной системе. Как считают баллы для каждой компании? Всего около 30 показателей, например, наличие внеоборотных активов по бухгалтерской отчетности за 2 года на сумму более 5 млн рублей – плюс 10 баллов, вычеты по НДС менее 90% — плюс 10 баллов, такие же баллы добавляют компаниям с численностью персонала более 30 человек. То есть, ищут компанию с реальными активами, хорошими оборотами. Если налогоплательщик набирает 50 и более баллов, то он и становится кандидатом на статус выгодоприобретателя.
Статус выгодоприобретателя – не приговор, а всего лишь одно из звеньев дальнейшей работы с налогоплательщиком. Кандидата на такой статус согласовывают несколько инспекций (местная и управление по региону), и только после этого налогоплательщика вызывают на комиссию, чтобы побудить уточнить налоговые обязательства по НДС, который не заплатил поставщик или его партнеры.
Будет ли налогоплательщик отвечать «за того парня», если его контрагент (или субподрядчик) не заплатил налог? Как показывает судебная практика, налоговики будут склонять компанию к добровольной доплате НДС по сделке с «сомнительным» контрагентом, а также попытаются побудить ее к уточнению налоговых обязательств по налогу на прибыль в части снятия расходов по такой сделке.
И здесь очень важным действием для компании, которая не согласится с такими претензиями, это собрать и представить доказательства реальности сделки, то есть доказать, что товары, работы или услуги, в отношении которых был заключен оспариваемый договор и оформлены первичные документы, были физически переданы заказчику (работы выполнены и виден их результат, а услуги фактически оказаны).
Судебная практика показывает, что, если сделка была реально выполнена, не доказаны связь и умысел налогоплательщика на неуплату налога, то возлагать со стороны налоговой инспекции на него ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет – неправомерно. «Право налогоплательщика на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц». (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2020 N 307-ЭС19-27597 по делу N А42-7695/2017 – далее – “Определение”).
Чтобы защитить активы компании от претензий за сделку с «сомнительным» поставщиком, каждому налогоплательщику рекомендуется ввести системную проверку контрагентов. Сейчас уже недостаточно просто формально подойти к такому процессу, «пробить» компанию по сайту ФНС и получить копии уставных документов. Теперь нужно запросить у поставщика еще и дополнительную информацию, которая может подтвердить его ресурсы, мощности и персонал для выполнения заявленных работ. Вот что поясняет Верховный Суд РФ в Определении: «вступление в отношения с хозяйствующим субъектом, обладающим экономическими ресурсами, достаточными для исполнения сделки самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, представление таким субъектом бухгалтерской и налоговой отчетности, отражающей наличие указанных ресурсов, дает разумно действующему налогоплательщику-покупателю основания ожидать, что сделка этим контрагентом будет исполнена надлежащим образом, а налоги при ее совершении — уплачены в бюджет. В подобной ситуации предполагается, что выбор контрагента отвечал условиям делового оборота, пока иное не будет доказано налоговым органом».
Налоговый комплаенс – это комплекс мер (система) по выявлению, контролю и снижению рисков привлечения к налоговой ответственности. Он обеспечивает комплексную проверку контрагентов перед, во время исполнения договора и по его завершении (риск-ориентированный подход к выбору поставщика), а также своевременный и полноценный учет хозяйственных операций («прозрачный» бизнес), исключает пробелы в работе бухгалтерских и финансовых служб. Должная система проверки контрагента предполагает также независимость проверяющих от влияния должностных лиц предприятия, для чего можно поручить такую проверку специалистам другой компании (аутсорсинг).
Компания «Бельфор» имеет опыт подготовки, внедрения и обучения сотрудников в сфере комплаенс, в том числе в разработке внутренних политик и положений в части работе с контрагентами. Мы будем рады оказать такие услуги и Вам! Обращайтесь!
Наталья Кудишина
Налоговый консультант «Бельфор»