IPO – это первичная продажа части акций компании (в том числе дополнительно выпущенных) на бирже широкому кругу инвесторов.
Золотой век IPO в России пришелся, пожалуй, на середину – вторую половину двухтысячных годов. Последовавший кризис 2008 года понизил популярность этой формы привлечения инвестиций, и со временем о ней забыли. Сейчас на IPO в России в год выходит считанное число компаний. Но экономическая ситуация сегодня дает повод вспомнить о прошедших временах. Почему?
Во-первых, редкий бизнес не нуждается в инвестициях. Целью инвестиций может быть финансирование рекламы и маркетинга для получения дополнительной доли рынка, расширение производства для удовлетворения повышенного спроса, модернизация производства для сокращения издержек. Наконец, дополнительные инвестиции можно направить на погашение ранее полученных кредитов, чтобы развиваться дальше, освободившись от этого бремени.
Во-вторых, раньше была возможность использовать для инвестиций иные источники средств: прибыль предприятия, банковские кредиты или собственные средства владельца бизнеса. Сейчас эти источники если не иссякли совсем, то сильно сократились. Самоизоляция в апреле – июне 2020 года свела прибыль многих компаний за второй квартал к нулю и сократила прибыль по итогам года. Собственные средства многие владельцы бизнесов израсходовали на поддержание бизнеса во время карантина. И, наконец, долговое финансирование (кредиты) безопасно привлекать только в том случае, если вы уверены в стабильности прибыли. Падение прибыли при наличии непогашенных кредитов – верный путь к банкротству. Многие убедились в этом в кризисном 2020 году.
В-третьих, снижение ключевой ставки Банка России привело к падению процентных ставок по банковским вкладам и депозитам. Как результат, вклады для многих перестали быть интересны как способ преумножения средств. Снятые с депозитов средства ушли на рынок ценных бумаг. Не случайно Московская биржа сообщила о рекордных показателях роста осенью 2020 года: в октябре брокерские счета открыли более 736 тысяч человек, что стало наибольшим показателем за всю историю, общее количество имеющих брокерские счета физических лиц превысило 7,5 миллионов человек, а среднедневной объем сделок на Московской бирже достиг 1 миллиарда долларов США.
Таким образом, сейчас на бирже присутствует масса людей, которые ищут, куда вложить свои деньги. Почему бы не привлечь эти инвестиции в ваш бизнес? Тем более, что полученные таким образом средства – это не долг банку, который придется возвращать.
Многие считают, что размещение акций на бирже – это удел компаний–гигантов, таких, как Газпром. Это не совсем так. На Московской бирже есть три уровня. Для включения акций в первый и второй уровни установлена высокая планка (например, общая рыночная стоимость находящихся в свободном обращении обыкновенных акций должна составлять не менее 3 и 1 миллиарда рублей соответственно). Поэтому включения в первый и второй списки действительно могут добиться только компании-флагманы.
Но есть и третий список. Для включения в него не требуется соблюдать повышенные требования, такие, как:
- обеспечение минимальной рыночной стоимости акций, находящихся в свободном обращении;
- обеспечение минимального количества акций, являющихся предметом обращения на бирже;
- обеспечение определенного дневного объема сделок со своими акциями;
- наличие рейтинга, присвоенного независимым рейтинговым агентством;
- ведение отчетности по международным стандартам финансовой отчетности;
- наличие в совете директоров независимых директоров.
По сути, все, чего требуют правила Московской биржи для нахождения в третьем списке – это не допускать нарушений законодательства об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг и оплачивать ежегодную стоимость поддержания акций в списке.
Поэтому если на сегодняшний день в первый список Московской биржи включены акции всего 43, а во второй – 25 компаний, то в третьем списке присутствуют акции 154 обществ. В их число входят, например, ОАО «Левенгук», выпускающее микроскопы и ПАО «Сибирский гостинец», занимающееся производством сублимированных ягод. Если получилось у них, почему не получится у вас?
С чего начать выход на биржу? С изменения организационно-правовой формы вашей компании на публичное акционерное общество. Затем настанет этап увеличения уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций. Потом – шаг за шагом, звено за звеном не очень длинной цепи – вы придете к поставленной цели: получению вашим бизнесом дополнительного финансирования.
Единственное, что нельзя не учитывать – это необходимость скрупулезного выполнения требований законодательства о ценных бумагах, за которым следит Центральный банк. Поэтому сопровождение IPO лучше поручить профессионалам.