Довольно часто предприниматели заключают сделки с поставщиками с целью получить НДС, который можно принять к вычету. Налоговая инспекция научилась выяснять, кто в цепочке НДС не уплатил налог, и оценивать, могли ли контрагенты оказать услуги, поставить товар в реальности.
В последнее время руководителей многих компаний стали вызывать на комиссии или индивидуальные допросы, на которых инспекторы побуждают уточнить данные налоговой декларации по НДС и доплатить налог, поскольку поставщики (контрагенты) таких компаний его не уплатили. Кто-то согласился с такими требованиями и уплатил необходимые суммы, а кто-то не стал этого делать, будучи уверен в том, что у него все в порядке и все сделки с контрагентами чистые и прозрачные. Однако, если налоговики найдут факты, подтверждающие обратное, то одной доплатой НДС можно не обойтись.
Необходимо помнить, что любая компания рискует не только потерять сумму вычета по НДС, но и стать обязанной доплатить налог на прибыль за сделки с мнимыми поставщиками.
Такое дело недавно рассмотрел Верховный суд (Определение Верховного суда от 19.05.2021 года по делу № А76-46624/2019). Организация заказывала транспортные услуги у трех компаний, но инспекция при проверке обнаружила, что все сделки были фиктивными. На самом деле реальные транспортные услуги по перевозке продукции оказывали водители грузовиков, которые ранее являлись работниками самой организации. Налоговики проследили все денежные потоки и обнаружили, что через цепочку компаний плата за перевозку, в итоге, поступила обратно – учредителю проверяемого налогоплательщика. Цепочка переводов замкнулась, а НДС, который налогоплательщик принял к вычету по сделкам с фиктивными компаниями, так и не поступил в бюджет.
Имеет ли налогоплательщик право на вычет НДС и расходов по налогу на прибыль по затратам на мнимых поставщиков?
Вердикт судей Верховного суда был ожидаем: если главной целью сделки налогоплательщика является получение дохода исключительно за счет экономии на налогах, права на применение налоговых вычетов по НДС и налогу на прибыль у него нет. Тем более в случае, если компании было заведомо известно, что контрагент является фиктивным, и документально подтвердить обратное она не смогла. Налогоплательщику пришлось доплатить в бюджет 136 млн. рублей.
Цифровизация работы налоговой службы позволила ей качественно улучшить выполнение контрольной функции. По данным ФНС: только уточнение налоговых обязательств по итогам камеральных проверок в 2020 году принесло в бюджет 52 млрд рублей, а выездные проверки налогоплательщиков добавили еще 194 млрд рублей. Долги по налогам платит сама компания, а в случае отсутствия у нее средств и имущества, задолженность будет погашаться и руководителем, и владельцем компании (при решении суда о привлечении таких лиц к субсидиарной ответственности).
Бизнесу пора изменить свой подход к налоговому планированию: уходят в прошлое схемы оптимизации НДС, дробления бизнеса, сокрытия выручки. А вот грамотное использование разрешенных законом налоговых льгот никто не отменял. Сделки с контрагентами, ведущими реальную хозяйственную деятельность, уплачивающими налоги, не будут оспариваться со стороны налоговой инспекции.
Помочь настроить систему проверки контрагентов, провести налоговый аудит самой компании с целью проверки правильности налогового учета сделок с контрагентами и определения возможных рисков с радостью помогут специалисты компании «Бельфор»!
Наталья Кудишина
Старший налоговый консультант компании «Бельфор»