
Налоговые проверки компаний и индивидуальных предпринимателей могут быть камеральными и выездными. По заверениям налоговиком число выездных проверок уменьшается год от года. Но почему же растут доначисления для бизнеса? А дело в том, что ведомство перестроило порядок проверок бизнеса и внедрило предпроверочный анализ.
На основании данных, внесенных в систему АСК «Налог-3» и АСК «НДС», налоговый инспектор сейчас видит, не ведет ли налогоплательщик операции с «сомнительными» контрагентами, какие операции проходят по банковским счетам, есть ли у бизнеса имущество и активы. Если каких-то данных нет или есть сомнения, то инспектор направляет налогоплательщику требование о предоставлении документов (информации). Также инспектор вправе вызвать директора или любого сотрудника компании для дачи пояснений. Есть несколько простых правил поведения со стороны налогоплательщика.
Правило первое. Понять и оценить риски
Получив требование или вызов на допрос, налогоплательщику рекомендуется заранее оценить возможные риски, и для этого нужно:
1) из содержания запроса (вопросов) понять суть и предмет интереса налогового органа;
2) проверить наличие/отсутствие подтверждающих документов, выяснить, кто обладает сведениями о деталях сделок;
3) подготовить документы и информацию для налоговиков;
Правило второе. Не игнорировать полученные требования.
Во первых, за отказ предоставить запрошенные документы (информации) можно получить штраф: 200 руб – за каждый непредставленный документ, а за несообщение информации – 5000 руб;
Во-вторых, если инспектор интересуется конкретным контрагентом, отказ от ответа даст право контролеру считать, что сделка была «фиктивной» — здесь уже грозит снятие расходов, доначисление налогов, пени и штрафов.
Правило третье. Грамотно отвечать на запросы
Предпроверчный анализ для инспектора тесно связан с его выводами о необходимости проведения выездной проверки, поведение налогоплательщика и его ответы на требования будут рассмотрены «под лупой». Здесь важно понимать, что собирается информация и документы, которые потом могут стать фактами, которые подтверждают, что налогоплательщик уклоняется от налогов.
Поэтому содержание и пояснение ответа должно быть составлено в пользу компании. Если каких-то документов не хватает, а срок ответа уже подходит, у компании есть право его подлить, подав соответственное заявление, обычно, налоговики не препятствуют.
Правило четвертое. К допросу в налоговой надо быть готовым
Задача налоговой службы – следить за правильностью расчета и уплаты налогов в бюджет. Законодательство позволяет вызвать на допрос в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны любые обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Вызвать свидетеля можно только по повестке, звонок или устная просьба инспектора прийти на беседу не является вызовом на допрос, можно такое обращение игнорировать. Неявка на допрос в налоговую считается правонарушением – за такой поступок положен штраф 1000 руб.
Как показывает практика на таких допросах у директора и сотрудников компании обычно спрашивают о сомнительных сделках с контрагентами, как был заключен контракт, кто общался с такими фирмами, были ли оказаны услуги, поставлены товары. Правило: «Молчание – золото» — на допросе в налоговой может сыграть злую шутку. Инспектор может расценить ответы не в пользу компании, например, если руководитель не может ответить на вопрос какой компанией он руководит, когда она была создана и чем занимается. Такого директора признают скорее всего номинальным, и далее вызовут на допрос уже владельца компании.
Суть задаваемых инспектором вопросов и предмет беседы можно понять сразу. Если сделка была давно, попросите дать время, чтобы вспомнить, и представить документы и информацию по ней. Отвечать сотрудники компании могут только по тем вопросам, которые входят в сферу их должностных обязанностей.
Довольно часто вызов на допрос связан со встречной проверкой по контрагенту компании. И если контрагент не подтвердит факт заключения сделки, то последствия могут быть очень печальными. Поэтому мы рекомендуем заранее продумать ответы на вопросы о том, как вы познакомились с контрагентом, как подписывали договор, кто был инициатором сделки и ваши ответы должны совпадать с ответами контрагентов.
Главное помните: вы не на экзамене и не обязаны отвечать на «пятерку». Вы можете показать инспектору свою компетентность, но не надо говорить лишнее. По окончании допроса инспектор предложит подписать протокол, ознакомьтесь с ним внимательно и не спешите подписывать, пока все не прочитаете. Инспектор обязан выдать копию протокола и просите его это сделать, пока вы его не подпишите.
Правило пятое. Будьте готовы отстаивать свои интересы
У налогоплательщика есть право на свою защиту. Пользуйтесь правом на подачу жалобы на действия инспекции. Проверяйте своих поставщиков и заказчиков, чтобы избегать сомнительных фирм. Ведите правильно бухгалтерию, сохраняйте и ведите архив документов.
Предпроверочный анализ – это промежуточный этап, собирание фактов и информации. Если сделка реальная – вопросов не будет. В ином случае – самостоятельная оценка налоговых рисков помогает принять правильное решение и избежать штрафов и доначислений.