Аудит налогового учета организации или индивидуального предпринимателя — независимая проверка правильности исчисления и уплаты налогов, состояния бухгалтерского и налогового учета активов и обязательств, достоверности налоговой отчетности. Ошибки в расчетах налоговой базы, неиспользование льгот и вычетов, предоставленных законом, приводят к переплате налогов или, наоборот, к недоплате. Если при налоговой проверке инспекция самостоятельно обнаружит нарушения, штрафы могут достигнуть 40% от доначисленной суммы, а задолженность в размере более 15 млн руб. может привести к уголовной ответственности для руководителя, должностных лиц и даже для владельца компании.
Налоговый аудит помогает предотвратить финансовые потери и минимизировать риски привлечения к ответственности.
Виды налогового аудита
- Комплексный — проверка состояния учета за определенный период по всем налогам и сборам, в соответствии с режимом налогообложения. По объему работ он сравним с выездной налоговой проверкой ФНС, в ходе которой проверяется первичная документация, договоры, акты, счета и счета-фактуры, оценивается состояние бухгалтерского и налогового учета активов и обязательств, достоверность налоговой отчетности. Такой аудит подходит организациям и индивидуальным предпринимателям, находящимся в преддверии налоговой проверки. Его часто заказывают для восстановления бухгалтерского учета, его структурирования и оптимизации планируемых на будущие периоды затрат.
- Ограниченный — проверка документов и отчетности в пределах отдельной области или выбранного налога (чаще всего НДС). Этот вид аудита проводят с целью выявить слабые места в учете и устранить их до проведения проверки.
- Экспресс-аудит налоговой отчетности объединяет в себе преимущества комплексного и ограниченного контроля. Проводится анализ всей документации и статей учета выборочным способом. Экспресс-аудит может использоваться для оценки налоговых и иных финансовых рисков перед покупкой или продажей предприятия.
Налоговый аудит может быть проведен по решению руководителя, собственника юридического лица, покупателя бизнеса или наследника, который должен принять решение о вступлении или отказе от наследства. Перед началом работ наши специалисты выявляют особенности проверяемого объекта, виды его деятельности, проверяют показатели бухгалтерской отчетности. С заказчиком согласовывается объем, методы, сроки и стоимость проверки, составляется договор. Обязательно подписывается соглашение о конфиденциальности. Результаты налогового аудита обсуждаются с заказчиком.
Налоговый аудит может быть проведен в офисе налогоплательщика, где находятся документы. Ограниченный и экспресс-аудит может быть проведен удаленно при условии доступа к документам, информации и отчетности.
В процессе работы проверяют:
- устав, иные корпоративные документы, документы о праве на объекты недвижимости с целью установить достоверность учета;
- наличие первичных учетных документов, договоров, счетов, актов;
- налоговую политику и ее соответствие действующему законодательству;
- состояние бухгалтерского и налогового учета;
- правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Сбор информации сопровождается оценкой, экспертизой и анализом полученных данных, выявлением нарушений законодательства и налоговых рисков, а также разработкой практических рекомендаций по их устранению с учетом требований действующего законодательства.
Результаты исследований оформляются письменным заключением, состоящим из вводной, аналитической и итоговой частей, в которых отражаются:
- перечень объектов аудита и результаты исследования каждого из них;
- оценка соответствия бухгалтерского и налогового учета требованиям законодательства;
- возможные риски и их суммовое выражение;
- рекомендации по устранению ошибок.
Вопрос доверия, пожалуй, самый важный в выборе налогового аудитора, ведь ему нужно раскрыть все секреты и тайны. Результаты оценки помогают руководству компании избежать рискованных действий или по возможности исправить их последствия. Команда специалистов Бельфор имеет большой опыт проведения налоговых проверок. Нам доверяют клиенты!