Домашний персонал: водители, няни, горничные, садовники — могут работать у физических лиц по трудовому договору или договору гражданско-правового характера (договору подряда, оказания услуг). За такой персонал нужно платить страховые взносы – как за граждан России, так и за иностранцев.
В соответствии с законодательством за домашних работников физическое лицо обязан платить страховые взносы и сдавать отчетность.
1. Постановка на учет как плательщика страховых взносов
Выплаты домашнему персоналу облагаются страховыми взносами, которые контролирует налоговая инспекция – единый взнос в соцфонд (пенсия и медстраховка), а также, дополнительно страховыми взносами от несчастных случаев, которые контролирует соцфонд, в случае если такие условия есть в договоре с работником.
Сначала работодателю нужно встать на учет по месту жительства, подав Заявление о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов:
- в налоговую инспекцию
- в любое отделение Социального фонда
Заявление можно подать лично или через представителя (по нотариальной доверенности)
2. Ставки единого страхового взноса
Выплаты персоналу облагаются взносами по единому тарифу:
- 30% — пока сумма выплат с начала года не превысила предельную базу (в 2026 году — 2 979 000 рублей на каждого работника нарастающим итогом с начала года).
- 15,1% — с суммы, превышающей предельную базу.
Сроки уплаты: до 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты. Сумма перечисляется на Единый налоговый счет физического лица (оплатить можно он-лайн через сайт налоговой службы в разделе «уплата налогов»)
3. Отчетность в налоговую инспекцию:
Ежемесячно, до 25-го числа в налоговую инспекцию нужно будет сдать отчетность по страховым взносам, а именно:
- Уведомление об исчисленных суммах страховых взносов (по форме КНД 1110355) – где отражается общая сумма страховых взносов за каждый месяц;
- Персонифицированные сведения о выплатах физическим лицам (по форме КНД 1151162) – где отражается сумма выплат каждому работнику отдельно за каждый месяц;
Кроме этого, до 25-го числа месяца, следующего за кварталом нужно сдать квартальный Расчет по страховым взносов — РСВ (по форме КНД 1151111) – где отражаются сведения о выплатах за три месяца, начисленных страховых взносов.
На сайте налоговой службы в разделе «Программные средства» можно скачать программу «Налогоплательщик ЮЛ», где есть формы отчетности по страховым взносам.
4. Страховые взносы «на травматизм»
Для персонала, который работает по договору, где есть условия о таком страховании, нужно платить страховые взносы от несчастных случаев на производстве:
- Ставка – устанавливает Соцфонд в зависимости от вида услуг, работ: минимум 0,2% от суммы вознаграждения.
- Срок уплаты: до 15-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты. Суммы перечисляются на счет Соцфонда (реквизиты можно узнать на сайте Соцфонда)
- Отчетность: подается ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за кварталом — форма ЕФС-1 (форму можно скачать с сайта Соцфонда)
5. Налог на доходы физических лиц
Сейчас обязанность по уплате НДФЛ лежит на самом работнике – ему нужно подать налоговую декларацию до 30 апреля и заплатить налог до 15 июля.
Важно: с 1 января 2027 года иностранцы, работающие у физлиц, будут самостоятельно платить фиксированный налог на доходы (по 1 700 руб. в месяц). Эти платежи будут учитываться при подаче ими итоговой налоговой декларации. Тем самым, государство получит сведения о тех, кто им платит, а налоговая служба выявит неплательщиком страховых взносов.
Мы помогаем клиентам с подготовкой отчетности по страховым взносам, а также работникам с налоговой декларациям. Наши юристы помогут составить договор с домашним персоналом.
Просто напишите или позвоните нам.
+7 495 540 02 00
info@belfort-consult.ru




